BAKER CHET
- Бейкер Чесни X. (23 декабря 1929,
Йейл, Оклахома — май 1988) —
американский джазовый
музыкант (труба, фортепиано,
вокал), руководитель ансамбля.
В возрасте 11 лет приехал с
семьей в Калифорнию. В школе
обучался игре на трубе, затем
начал выступать в духовых и
танцевальных оркестрах. Службу
в армии проходил в 3ападном
Берлине как трубач военного
оркестра (1946—48), после
демобилизации продолжил
музыкальное образование в
колледже Эль-Камино
(Лос-Анджелес), где изучал
теорию музыки и гармонию. В 1949
вновь получил приглашение в
военный оркестр PRESIDIO ARMY BAND, с
которым играл в Сан-Франциско
до 1952. В тот же период
познакомился с
музыкантами-боперами,
участвовал в джем-сешн. В
начале 1952 сотрудничал с Чарли
Паркером и Видо Муссо, в конце
того же года в Голливуде
примкнул к Джерри Маллигану, и
вскоре стал знаменитостью как
солист его квартета. В
дальнейшем выступал
преимущественно с собственным
комбо (начиная с 1953), членом
которого был также пианист
Расс Фримен. Совершил
несколько европейских турне в
1955—56. Возобновил
сотрудничество с Маллиганом,
успешно концертировал в
составе его секстета в Париже
(и как пианист). Аккомпанировал
певице Катерине Валенте во
время ее гастролей в
Баден-Бадене. В 1959—60 находился
в Италии, здесь из-за
пристрастия к наркотикам
перенес психическое
заболевание, прошел курс
лечения. В 1964 вернулся из
Европы в США, снова приобрел
широкую известность, принимал
участие в различных джазовых
фестивалях (в Ньюпорте,
Монтерее и других). В разное
время с Бейкером играли
музыканты из Франции, Бельгии,
Голландии, ФРГ, Дании, среди его
американских партнеров были
пианисты Пол Блей и Дик
Туордзик, саксофонист Стэн
Гетц, басист Джимми Бонд,
барабанщики Питер Литмен и
«Бивер» Харрис. Сделал записи с
европейскими музыкантами, Дж.
Маллиганом (1952—53, 1957—58), С.
Гетцем, своими ансамблями (с
1953); на некоторых пластинках
записан как вокалист.
В плеяде трубачей,
выдвинувшихся в начальный
период развития модерн-джаза,
занимает одно из ведущих мест
(наряду с Майлсом Дэвисом,
«Диззи» Гиллеспи, Фредди
Хаббардом, Клиффордом Брауном,
Артом Фармером). Является
первым белым трубачом
современного кул-стиля в сфере
комбо-джаза. В этом он
несколько опередил М. Дэвиса,
который от бибопа пришел к
более последовательной
кул-ориентации на рубеже 40—50-х
годов прежде всего в практике
большого оркестра и
миддл-бэнда, а уже затем в
комбо. Примечательно, что
исполнительская манера
Бейкера формировалась под
непосредственным влиянием
идей М. Дэвиса и его
экспериментов с кул-саундом (не
случайно Бейкера зачастую
называют «белым Майлсом
Дэвисом»). Однако Бейкер смог
раньше, чем сам Дэвис, с большей
полнотой и законченностью
реализовать его идеи. Несмотря
на стилевую общность этих двух
выдающихся кул-музыкантов,
манера игры Бейкера достаточно
индивидуальна. Oна очень
лирична, даже «женственна» (по
определению критиков) и вместе
с тем спокойна, уравновешенна,
лишена драматизма и
философичности, свойственных
Дэвису. Преобладают точная и
чистая интонация (у Дэвиса
много «киксов», «небрежностей»
в звуковедении), закругленные
мелодические фразы, медленные
темпы, средний регистр,
изысканность и усложненность
гармонического мышления
сочетаются со склонностью к
применению разнообразных
полифонических приемов.
Звучание трубы приобретает
тембровую окраску,
напоминающую корнет (очевидна
преемственная связь с «Биксом»
Бейдербеком), иногда валторну,
саксофон и деревянные духовые.
Во многих отношениях Бейкер
является типичным
представителем
вест-коуст-джаза (в 1952 квартет
Бейкера — Маллигана сделал
первые грамзаписи в этом
стиле). Ему принадлежит важная
роль в маллигановских
экспериментах с
«бесклавирными» составами
комбо, в которых отсутствие
гармонической поддержки
мелодических голосов партией
фортепиано должно было
восполняться за счет
полифонизации фактуры и
требовало развитого
гармонического слуха у каждого
участника ансамбля. Данные
опыты основывались на синтезе
различных стилевых элементов
модерн-джаза, свинга и
современной академической
камерной музыки, создали
предпосылки для последующего
расцвета кул-стиля и «третьего
течения». Бейкер обладал
необычно высоким, почти
юношеским голосом; в пении
сохранил ту же мягкую
лирическую манеру исполнения.
Как пианист менее значителен.