BECHET SIDNEY
- Беше Сидни (14 мая 1897, Новый
Орлеан, Луизиана — 14 мая 1959,
Гарш, близ Парижа) —
американский джазовый
музыкант (кларнет,
сопрано-саксофон),
руководитель ансамбля,
композитор.
Родился в небогатой
многодетной
негритянско-креольской семье,
проживавшей во французском
квартале Нового Орлеана (от
своих европейских предков
унаследовал светлый цвет кожи).
С малых лет проявил склонность
к музыке — под влиянием отца
(портного по профессии,
любителя домашнего
музицирования) и старшего
брата Леонарда (зубной техник,
в Новом Орлеане пользовался
известностью как кларнетист и
руководитель оркестра),
который был его первым
учителем. В 6 лет стал
систематически заниматься
музыкой, в 8 лет обучался игре
на кларнете у Джорджа Бэкета и
Лоренцо Тио старшего, позднее
— у Луиса «Биг Ай» Нельсона.
Уже подростком начал выступать
в различных нью-орлеанских
джаз-бэндах, в том числе у
Фредди Кеппарда, «Бадди»
Болдена (вместе с «Банком»
Джонсоном), в оркестре Л. Беше,
после 1909 — в OLYMPIA BAND (с 1914 здесь
играл «Кинг» Оливер), в 1911 — в
EAGLE BAND (в одно время с «Кингом»
Оливером, Ф. Кеппардом, Джимми
Нуном, «Банком» Джонсоном,
«Маттом» Кэйри, Л. Тио-младшим),
затем у Джека Кэйри (CRESCENT BAND),
Ричарда М. Джонса и «Бадди» Пти,
с 1913 — у «Кинга» Оливера. В этот
период познакомился и
подружился с Луи Армстронгом.
Выезжал на гастроли по Техасу и
Калифорнии с ансамблями
Кларенса Уильямса и Луиса
Уэйда (1914—16), сотрудничал с
«Кидом» Ори, вновь работал в
OLYMPIA BAND в Новом Орлеане,
совершил турне с оркестром
«Динка» Джонсона (1917), побывал в
Чикаго, где играл с Ф. Кеппардом
и Тони Джексоном. В 1918 принял
приглашение Уилла Мэриона Кука
и стал членом его знаменитого
SOUTHERN SYNCOPATED ORCHESTRA, с которым
выступал в Чикаго и Нью-Йорке, в
1919 — в Европе (сначала в Англии,
потом на континенте). В Лондоне
произвел сенсационное
впечатление. Обратил на себя
внимание известного
швейцарского дирижера Эрнеста
Ансерме, посвятившего ему ряд
восторженных статей и
призвавшего европейских
композиторов отнестись к джазу
как к одному из наиболее
перспективных источников
новых идей для современного
академического музыкального
искусства. Предпринятые
Ансерме опыты характеристики
джаза (и, в частности, стиля
игры Беше) относятся к числу
первых серьезных публикаций о
джазовой музыке.
По окончании ангажемента в
оркестре У. М. Кука Беше остался
жить в Париже, заключил
контракт с гастролировавшим
здесь танцевальным оркестром
Бенни Пейтона (1920—21), вернулся
в США в составе шоу-труппы. В
1923—25 весьма успешно и
плодотворно работал в
Нью-Йорке в ансамбле Кл.
Уильямса BLUE FIVE (также RED ONION JAZZ
BABIES), с ним в 1923 записал свои
первые грампластинки (в 1924 в
записях этого ансамбля принял
участие Л. Армстронг). В тот же
период сотрудничал с
различными блюзовыми певицами
(Бесси Смит, Албертой Хантер,
Сарой Мартин и другими). Имел
кратковременный ангажемент в
оркестре «Дюка» Эллингтона
(1925), затем вновь гастролировал
в Европе с труппой “Black Revue”
(“Revue Negre”), «звездой» которого
была негритянская певица и
танцовщица Джозефина Бэйкер.
Посетил Францию, Бельгию,
Германию, Венгрию, Польшу. В 1926
побывал в СССР с ансамблем
Фрэнка Уитерса, состоявшим из
музыкантов оркестра Луиса
Митчелла JAZZ KINGS. За этим турне
последовал ангажемент в
коммерческом оркестре Нобла
Сиссла в Париже (до 1930),
прервавшийся довольно
скандальным образом: Беше в
ответ на оскорбления со
стороны некоторых музыкантов
оркестра ранил выстрелом
одного из них, за что был
арестован и на год выслан из
Франции. В Нью-Йорке вместе с
трубачом Томми Лэдниером (тоже
работавшим у Н. Сиссла в Париже)
организовал комбо NEW ORLEANS FEETWARMERS
для выступлений в дансинге
“Savoy Ballroom” и для записей на
фирме “His Master's Voice” (наиграл с
ним ряд пластинок в 1932—33 и
1940—41). В первом составе здесь
играли также Тедди Никсон
(тромбон), Хэнк Дункан
(фортепиано), Уилсоян Майерс
(контрабас) и Моррис Морлэнд
(ударные).
Экономический кризис 30-х годов
привел к распаду ансамбля, и
после еще одной попытки
удержаться на джазовой сцене (с
Л. Тио) Беше оказался
безработным, оставил профессию
музыканта и занялся
портновским делом. В 1934—38
вторично ангажирован Н.
Сисслом, руководил собственным
оркестром и малыми ансамблями;
вместе с Югом Панасье
(французским музыкальным
публицистом, инициатором
ривайвл-движения) участвовал в
организации многочисленных
записей ветеранов
классического джаза,
сотрудничал с Джеймсом П.
Джонсоном, Тедди Банном,
«Джелли Роллом» Мортоном,
«Маггси» Спэниером, Л.
Армстронгом, Сидни Де-Пари,
Эдди Кондоном, «Банком»
Джонсоном, «Меззом» Меззроу,
Албертом Николсом и другими. В
1947 переехал на постоянное
место жительства в Париж. В
последующие годы эпизодически
гастролировал в различных
странах Европы и в США.
Выступал и записался на
пластинки с оркестром Клода
Лютера и Азддрю Ревельотти
(Франция), Хэмфри Литлтона
(Англия), DUTCH SWING COLLEGE BAND
(Голландия), с американскими
гастролерами. До конца жизни
был окружен почетом и
поклонением европейских
любителей джаза. В 1960 на 1-м
европейском джаз-фестивале в
Антибе состоялись посвященные
ему торжества, в честь него
установлен памятник во
французском городе
Жуан-ле-Пинсе. В том же году
издана книга его воспоминаний
“Treat It Gentle” («Отнеситесь к
этому серьезно»), имеющая
большую историческую ценность.
Выдающийся представитель
классического джаза
(нью-орлеанский и
нью-орлеанско-чикагский стили),
один из лидеров креольского
направления, принадлежит к
кругу музыкантов-«френчменов»,
тесно сотрудничавших с
негритянскими джазменами.
Будучи «звездой» первой
величины в американском джазе
20-х годов (к 1924 признан лучшим
исполнителем на духовых
инструментах, успешно выдержав
конкуренцию с Армстронгом, на
«второе место» отошел с
появлением Коулмена Хокинса),
тем не менее оказался «изгоем»
и настоящее понимание нашел
лишь за пределами США.
Благодаря огромной творческой
активности, смелым новаторским
идеям занял в 20-е годы
достойное место в «авангарде»
джаза наряду с «Джелли Роллом»
Мортом, «Кингом» Оливером, Л.
Армстронгом и «Дюком»
Эллингтоном. Особое положение
занимал среди инициаторов и
лидеров ривайвл-движения. В
отличие от других ветеранов
традиционного джаза почти не
прекращал музыкальной
деятельности и не утратил
профессионализма, став для них
эталоном мастерства и
аутентичности стиля. Не
изменял своим джазовым идеалам
даже в периоды работы с
коммерческими оркестрами,
проявляя высокую
требовательность к себе и к
окружающим музыкантам. Одним
из первых способствовал
приобщению европейской
аудитории к джазу.
- Грамзаписи: именные — с New Orleans
Feetwarmers (1932—41), Big Four
Беше/Опэниера (1940) и др. (1938—58); с
Blue Five и Red Onion Jazz Babies Кл. Уильямса
(1923—25). «Мэйми» Смит, Розеттой
Кроуфорд (1923), Сарой Мартин
(1923—24), Евой Тейлор, Маргарет
Джонсон (1923, 1925), А. Хантер,
Вирджинией Листон, «Сиппи»
Уоллэс (1934), орк. Н. Сиссла (1931—38)
и его же квартетом Swing Stars (1937),
«Трикси» Смит, Т. Лэдниером (1938),
«Затти» Синглтоном, Э.
Кондоном, Виком Диккенсоном,
Haitian Orchestra, Фрэнки Ньютоном,
«Джелли Роллом» Мортоном (1939),
Л. Армстронгом (1940—41), С.
Де-Пари, Сэнди Уильямсом,
Клиффом Джексоном (1944), Артом
Хоудсом, Джо Салливаном (1945),
Стеллой Бруке (1946), Уэллменом
Бродом, Сидом Кэтлегтом, Эрлом
Хейнзом, «Бэби» Доддсом, Рексом
Стюартом, Кении Кларком, Чарли
Шейверсом, Уилли «Лайоном»
Смитом, Эвереттом Барксдэйлом,
«Мэнзи» Джонсоном, Гасом
Эйткеном, «Банком» Джонсоном,
«Меззом» Меззроу (1945—47), А.
Николсом (1946), Сэмми Прайсом.