BEIDERBECK(E) “BIX”
- Бейдербек Леон Бисмарк (10 марта
1903, Давенпорт, Айова — 7 августа
1931, Лонг-Айленд) — американский
джазовый музыкант (корнет,
фортепиано), бэндлидер,
композитор.
Выходец из состоятельной семьи
немецкого происхождения (дед —
банкир, отец — Герман Бисмарк
Бейдербек — промышленник, дядя
— профессиональный музыкант,
корнетист и руководитель
оркестра). Рос в богатом
фамильном доме, где имелся
орган и царила атмосфера любви
к музыке, музицированию. В
самом раннем возрасте
обнаружил музыкальную
одаренность, с трех лет
увлекался подбором по слуху на
фортепиано, однако вскоре
после начала систематических
занятий проявил неусидчивость
и органическое неприятие
нотной грамоты, вследствие
чего от уроков пришлось
отказаться. Эти свойства
натуры и в дальнейшем помешали
ему получить полноценное
музыкальное образование.
Самостоятельно освоив
фортепиано и корнет, Бейдербек
остался талантливым самоучкой,
не овладев в достаточной мере
техникой виртуозной игры,
навыками чтения с листа. Тем не
менее, уже в 1910 газеты писали о
нем как о вундеркинде,
способном запоминать и
исполнять по памяти довольно
крупные и сложные
произведения. Джазом
заинтересовался в 1918, изучал
грамзаписи, копировал
понравившиеся соло, подражал
манере любимых музыкантов,
слушал негритянские
ривербот-бэнды и
гастролировавшие джазовые
оркестры (прежде всего
нью-орлеанские). Первыми его
кумирами были Ник Ла-Рокка из
ODJB и Эммет Харди из оркестра
Леона Рапполо, позднее он
испытал влияния «Кинга»
Оливера, Луи Армстронга,
«Шарки» Бонано, Джо Смита. В
1919—21 учился в школе, исключен,
так как уделял больше внимания
своим музыкальным увлечениям,
чем занятиям. В 1921 отправлен
родителями в чикагскую
Лэйк-Форест-академию, где
руководил студенческим
джаз-бэндом (отчислен в 1922).
После ряда неудачных попыток
устроиться в какой-либо
оркестр вступил (по протекции
дяди) в местный союз
музыкантов, начал
профессиональную деятельность
в пароходных оркестрах и
увеселительных заведениях. В
1923—25 член ORIGINAL WOLVERINE ORCHESTRA
(WOLVERINES), с которым сделал первые
записи, имевшие сенсационный
успех. Покинул его с намерением
получить музыкальное
образование в университете
штата Айова, но и здесь учился
недолго. В 1925 году вернулся в
Чикаго, где был принят в
оркестр Чарли Стрэйта.
Установил творческие контакты
с Джимми Нуном, «Кингом»
Оливером, Луи Армстронгом,
Бесси Смит. Играл с CHICAGOANS, в
Сеит-Луисе сотрудничал с
Фрэнки Трамбауэром (так возник
ансамбль BIX & TRAM). В 1926
продолжал работать с
Трамбауэром, которого Жан
Голдкет пригласил в качестве
руководителя одного из своих
оркестров. В 1927 стал членом
биг-бэнда Голдкета в Детройте,
по инициативе Адриана Роллини
организовал для выступлений в
клубе “New Yorker” ансамбль с
участием Джо Венути и Эдди
Ланга, затем перешел в оркестр
Пола Уайтмена (покинул его в 1929
в связи с резким ухудшением
здоровья — симптомами
воспаления легких и нервным
расстройством, сказалось и
неумеренное потребление
алкоголя). В последние годы жил
в Дэйвенпорте, изредка выезжая
в Нью-Йорк, эпизодически играл
в малых студийных ансамблях, в
оркестре CASA LOMA под
руководством Глена Грея (1931).
Умер в 28 лет в результате
прогрессирующей пневмонии.
Оставил ряд грамзаписей:
именных (с 1925) — с Ф.
Трамбауэром (1925—29), «Миффом»
Моулом, Томми Дорси, оркестром
Ж. Голдкета и его хот-ансамблем
(1926—27), CHICAGO LOOPERS (1927), оркестром
П. Уайтмена (1927—28), Э. Лангом
(1927—30), Хоуги Кармайклом, Дж.
Венути, Бенни Гудменом, «Пи Ви»
Расселлом, Джимми Дореи, Джином
Крупой (1930).
Яркая, неординарная личность
Бейдербека и его судьба
окружены легендами.
Распространению
идеализированных
представлений о Бейдербеке
способствовал посвященный ему
роман Дороти Бэйкер «Молодой
человек с трубой» (“Young Man With A
Horn”, 1938; экранизирован под тем
же названием).
Исследователи-историки
придерживаются более
сдержанной оценки творческих
заслуг Бейдербека, не отрицая
его важной роли в переходный
период (от традиционного джаза
к свингу).
Не создав собственного
индивидуального стиля и своей
исполнительской школы,
Бейдербек, однако имел
многочисленных подражателей и
последователей. Среди них:
Джимми Макпартлэнд, Рекс
Стюарт, «Банни» Бериган, Бобби
Хаккет, Руби Брафф, Дэйв
Нельсон, Нэт Гонелла, Стерлинг
Боуз, «Ред» Николс и другие.