BELLSON LOUIS
- Настоящее имя Балассени Луис
(р. 27 июля 1924, Молин, Иллинойс) —
американский джазовый
музыкант (ударник),
руководитель ансамбля,
бэндлидер, композитор,
аранжировщик.
Игре на ударных инструментах
начал учиться в 5 лет. Уже в
раннем возрасте успешно
выступал на различных
любительских конкурсах. После
окончания школы приехал в
Нью-Йорк. В 18 лет стал
победителем конкурса,
организованного по инициативе
Джина Крупы, что открыло ему
путь на профессиональную
джазовую сцену. В 1942—43 работал
в оркестре Теда Фио Рито и
Бенни Гудмена. В 1946 возобновил
сотрудничество с Гудменом
(после военной службы), затем
играл у Томми Дорси (1947—49).
Руководил секстетом и
олл-стар-бэндом (1950), выступал с
оркестром Гарри Джеймса в
Калифорнии, в 1951—53 — с
оркестром «Дюка» Эллингтона
(сменив «Сонни» Грира). Женился
на певице Перл Бейли (1952) и
после ухода от Эллингтона
гастролировал с ней в составе
аккомпанирующего ансамбля,
одновременно возглавлял комбо,
участвовал в концертах
филармонического джаза (JATP,
Европа). В 1955—56 — член оркестра
братьев Дорси. В 1959 выезжал на
гастроли в Лас-Вегас во главе
биг-бэнда, в 1962 побывал в Швеции
с оркестром «Каунта» Бейси, в
1965 вернулся к Эллингтону, а в
следующем году был приглашен в
оркестр Гарри Джеймса.
Неоднократно принимал участие
в фестивалях джаза, в том числе
в Лас-Вегасе (1962), в Японии (“World
Jazz Festival”, 1964).
Музыкант с ярко индивидуальной
исполнительской манерой,
входит в число виртуозов
высшего ранга (наряду с такими
мастерами, как Джин Крупа и
«Бадди» Рич), в совершенстве
владеет офф-битом и свингом. Не
ограничивает роль ударных
инструментов созданием
свинговой пульсации и
ритмических напряжений,
тяготеет к звуковысотному,
регистровому и тембровому
варьированию, активной
тематической разработке.
Нередко использует приемы
контрапунктической техники и
полиритмии. Ввел в ударную
установку два больших барабана
с особым педальным устройством
для игры на них. Период его
работы у Эллингтона считается
самым «свинговым» в истории
эллингтоновского оркестра.
Успешно занимался
аранжировками и композицией.
Писал музыку для театра, автор
джазового балета (1962) и других
сочинений. Будучи «белым»
музыкантом, внес весомый вклад
в развитие традиций
негритянского хот-джаза.