- Берри Чарлз Эдвард Андерсон (р.
18 октября 1926, Сент-Луис,
Миссури) — американский певец,
гитарист и автор песен.
Влияние Чака Берри на эволюцию
рок-н-ролла огромно. Артисту
было уже тридцать, когда он
начал записываться, но его
энергичные песни увлекали и
захватывали молодых людей. Он
начал заниматься музыкой в
детстве, в пятнадцать лет
научился играть на гитаре. Но
этот период был омрачен
трехлетним пребыванием в
исправительной колонии для
малолетних преступников за
вооруженное ограбление. После
освобождения Берри был
разнорабочим (в нескольких
местах), а по вечерам играл в
барах Сент-Луиса.
Воодушевленный гитаристом
Карлом Хоганом (Carl Hogan) из TYMPANY
FIVE Луиса Джордана (Louis Jordan) и
Чарли Кристианом (Charlie Christian),
Берри продолжал повышать свое
мастерство и с этой целью купил
магнитофон для записи
набросков композиций.
В следующем году он
присоединился к Джонни
Джонсону (Johnnie Johnson; фортепиано)
и Эбби Харди (Ebby Hardy; барабан).
Через несколько месяцев трио
стало популярным. Они играли
смесь ритм-энд-блюза,
кантри/хиллбилли и стандартов,
в частности, исполняемых Натом
Кингом Колом (Nat King Cole), в стиле
которого Берри смоделировал
свой кул-вокал. Гитарист также
создал и возглавил свою
собственную группу, CHUCK BERRY COMBO,
изменив свое имя, чтобы не
смущать отца.
В 1955, случайно оказавшись в
Чикаго, Берри встретился с
Мадди Уотерсом (Muddy Waters),
который посоветовал молодому
певцу записаться в “Chess”.
Демо-записи оригинальной песни
Чака Ida Mae было достаточно,
чтобы заключить контракт с
фирмой, и композиция,
переименованная в Maybellene, стала
его дебютным синглом. Этот
сингл возглавил чарты
ритм-энд-блюза и занял пятое
место в американском
хит-параде. Успех был немного
омрачен тайным соглашением с
издателем, по которому Берри
дожен был делить авторские
права с Рассем Фрэтто (Russ Fratto) и
диск-жокеем Аланом Фридом (Alan
Frid) за раскрутку мелодии на
радио. Эта ситуация оставалась
нерешенной вплоть до 1986.
Следующие хиты Берри — Thirty Days и
No Money Down — пользовались
успехом, но только третья
запись была по-настоящему
продуктивной, включив
классические Roll Over Beethoven, Too Much
Monkey Business и Brown-Eyed Handsome Man. Синглы
Берри, названия которых
читаются как словарь по
истории поп-музыки — School Days
(первая в ритм-энд-блюзовых
чартах), Reelin' And Rockin', Rock ‘N’ Roll
Music (1957), Sweet Little Sixteen, Johnny B. Goode
(1958), Back In The USA, Let It Rock (1959), Bye Bye
Johnny (1960) — составляют лишь
небольшую часть выдающихся
произведений, записанных им в
этот плодотворный период.
Берри, как и другие музыканты
этого периода, использовал
одновременно элементы кантри и
ритм-энд-блюза, но его острая,
пикантная лирика, которую
четкая дикция певца делала еще
более ясной, открыла новое
направление в этом жанре.
Такое, ни с чем не сравнимое
исполнение не только
определило рок-н-ролл как
стиль, но и стало основной
моделью для последующих
поколений. И BEATLES и ROLLING STONES
считали, что они в долгу перед
Берри. BEATLES записали две его
композиции, одна из которых, Roll
Over Beethoven, вошла в американские
чарты. ROLLING STONES использовали
его Come On — он стал их дебютным
синглом, Little Queenie, You Can't Catch Me и
Around And Around, а также песни,
написанные не Берри, но
подражающие его манере
исполнения. В интерпретациях
песен Route 66, Down The Road Apiece и Confessin'
The Blues, в целом соответствующих
оригиналу, ритмичные и
динамичные вариации гитариста
Кейта Ричардса исполнены в
стиле Берри. Группа BEACH BOYS
переписала Sweet Little Sixteen как Surfin'
USA, продав свой первый миллион
записей, в то время, как другие
группы дрались за то, чтобы
записать его песни.
В период с 1955 по 1960 17 композиций
Берри входили в двадцатку
лучших песен ритм-энд-блюза. Он
появлялся в фильмах “Go Johnny Go”,
“Rock, Rock, Rock” и “Jazz On A Summer's Day”,
последний из которых был о
выступлении артиста на
джаз-фестивале в Ньюпорте в 1958,
где он ошеломил аудиторию
своей, ставшей знаменитой,
«утиной походкой». Однако его
личная и профессиональная
репутация была подорвана 28
октября 1961, когда он был
осужден за «перевоз
несовершеннолетней девушки
через границу штата в
аморальных целях». Берри
провел 20 месяцев в тюрьме, из
которой вышел в октябре 1963,
тогда, когда Memphis Tennessee,
записанная в 1958, впервые попала
в десятку лучших хитов
Великобритании. В это время он
записал несколько знаменитых
композиций, в том числе Nadine, No
Particular Place To Go, You Never Can Tell и Promised
Land, каждая из которых снова
вошла в тридцатку лучших песен.
Однако успех вскоре стал
ослабевать, и в 1966 Берри решил
поправить дела, сменив студию
“Chess” на “Mercury”. Но следующий
альбом “Olden Hits” был
перезаписью старого материала,
а попытки приобрести
современный образ в “Live At Fillmore
Auditorium” (записанном с группой
STEVE MILLER BAND) и “Concerto In B Goode” не
имели успеха. Он вернулся к
“Chess” в 1969 и восстановил свою
репутацию мощным Tulane. Альбомы
“Back Home” и “San Francisco Dues”
содержали хорошо подобранный
материал, а на концертах он
показывал свой новый облик.
Выступление в 1972 на фестивале в
Манчестере не только дало
Берри половину песен для
альбома “London Sessions”, но и самый
известный его хит My Ding-A-Ling —
мягко-непристойный сингл,
впервые записанный Дейвом
Бартоломью. Хит возглавил
чарты США и Великобритании, что
было парадоксом на фоне его
гораздо лучших, но коммерчески
менее успешных, композиций. Это
был его последний значительный
хит, и, несмотря на то, что в
дальнейшем он делал и новые
записи, включая альбом “Rock It”,
Берри все больше ограничивался
ремиксами. Он приобрел
репутацию жесткого бизнесмена
и безразличного исполнителя,
выступающего в сопровождении
непостоянной группы, с которой
отказывался репетировать. В
кругах рок-исполнителей ходили
слухи о том, что Берри не
говорит заранее своей группе, с
какой песней он собирается
выступить. В течение многих лет
Берри настаивал на
предварительной выплате
своего гонорара (обычно
наличными), а на бис исполнял
песни только после переговоров
о дополнительной оплате.
В 1979 Берри был осужден за
неуплату налогов. После
освобождения он предпринял
мировое турне, но в последующее
десятилетие им не было
записано ни одной новой песни.
В 1986 артист отпраздновал свое
60-летие гала-концертами в
Сент-Луисе и Нью-Йорке. На
последнем присутствовал Кейт
Ричардс, хотя отношения между
ними были натянутые, о чем
стало известно из “Hail! Hail! Rock
‘N’ Roll” — документального
обзора карьеры Берри. 1990-е годы
начались у певца со споров и
нарушения приличий в центре
“Berry Park”, что вновь подорвало
его репутацию. Однако нельзя
недооценивать огромный вклад
Чака Берри в развитие
популярной музыки.
- Дискография:
21 GREATEST HITS
BEST OF THE BEST OF CHUCK BERRY
BIO
ON THE BLUES SIDE
ROCK AND ROLL MUSIC
ROCK 'N ROLL MUSIC
ROLL OVER BEETHOVEN
ROCK GIANTS: 23 ORIGINAL HITS
ROCK & ROLL SHOW
THE INCREDIBLE CHUCK BERRY
QUINTESSENTIAL, VOL 7: 1937-38 by Billie Holiday
AFTER SCHOOL SESSIONS (1ST LP) (1957)
CHUCK BERRY STORY 1955-1958
CHUCK BERRY IS ON TOP (1959)
ROCKIN' AT THE HOPS (1960)
NEW JUKE BOX HITS (1961)
ST. LOUIS TO LIVERPOOL (1964)
TWO GREAT GUITARS (1964) by Bo Diddley/Chuck Berry
CHUCK BERRY IN MEMPHIS (1967)
FROM ST. LOUIS TO FRISCO (1967)
GOLDEN HITS (1967)
LIVE AT FILLMORE AUDITORIUM (1967)
CONCERTO IN B GOODE (1969)
THE LONDON CHUCK BERRY SESSIONS (1972)
THE GREAT TWENTY-EIGHT (1982)
MORE ROCK & ROLL RARITIES (1986)
ROCK 'N ROLL RARITIES (1986)
HAIL! HAIL! ROCK 'N' ROLL (1987)
THE CHESS BOX [BOX] (1988)
BEST OF CHUCK BERRY (1990)
MISSING BERRIES/RARITIES, VOL 3 (1990)
CHUCK BERRY (BELLA MUSICA) (1991)
THE CONCERT FOR THE ROCK AND ROLL HALL OF FAME LIVE
(1996)