David Bowie
- В истории роковой музыки Дэвид
Боуи занимает особое место.
Особое и потому, что творческий
путь его еще далеко не
закончен. Давно распались Beatles
и Рink Floyd, старым багажом
продолжают жить Боб Дилан и
Rolling Stones, отрабатывая созданную
когда-то легенду. И
сколько-нибудь внимательный
взгляд не может найти в
современной популярной музыке
ни столько же достойных
личностей, ни даже
эквивалентной замены. Они были,
они сохранились в анналах
роковой музыки. Боуи тоже по
величине был равен этим
суперзвездам. Он выдвинулся на
самые передовые позиции в
жанре с маской "Зигги
Звездная Пыль", отражением
синтез-рока начала 70х годов. И
совершенно уникальным
является тот факт, что он
пронес свое лидирующее
положение через вторую
половину 70х годов, когда
панковая волна смыла прочь
практически всех роковых
героев, да и в 1983 году его имя
еще оставалось символом
новизны в роке. Крупные артисты
обычно знают только один
период полного триумфа в своей
карьере, точку кривой, которая
соответствует пересечению
личного расцвета и
определенной хронологической
конъюнктуры (совокупность
факторов экономических,
социальных, культурных т пр.),
которая находит свое выражение
или в моде, или в кризисе, или в
революции. Счастлив тот из
артистов, кому удавалось раз
выдвинуться на передний план в
своем жанре; крайне мало
баловней судьбы, кому такое
удавалось дважды. Уникальность
Боуи заключается в том, что к 1985
году на его счету было три
таких взлета.
-
- Другая особенность личности
Боуи в том, что во все времена
его лидирующий, суперзвездный
статус для подавляющего
большинства обозревателей был
бесспорен. Этот статус всегда
был обусловлен личной позицией
музыканта, его уникальным
характером и способностью
соединять всевозможнейшие
жанры популярной музыки -
ортодоксальный рок, новую
волну, прогрессив-рок, фанки - в
единое целое. Все эти качества
позволили ему (правда,
небезболезненно) пережить
период заката глэм-рока и
остаться суперзвездой во
времена, когда в популярной
музыке снова восторжествовало
групповое начало, и почти все
супергерои с авансцены жанра
отошли в глубокую тень.
-
- Дэвид Боуи (урожденный Дэвид
Джонс) родился в южном
лондонском пригороде
Бригстоне в 1947 году. В
подростковом возрасте в драке
ему повредили глаз, и он так и
остался с парализованным
зрачком. Закончил в 13 лет
технический колледж в Бромли.
Рано развившийся Дэвид с
детства интересовался музыкой,
научился играть на саксофоне и
играл в местных
полупрофессиональных группах.
Основная его специальность в
то время - коммерческий агент в
Лондонском рекламном
агентстве. Позже сколотил
собственную группу David Jones and the
Lover Third, с которой записал один
незаметный и быстро забытый
альбом. После того, как стал
знаменитым Дэвид Джонс из
американской группой Monkees, наш
герой вынужден был взять
псевдоним.
- После этого его группа стала
называться David Bowie and the Buzz. Они
выступали в лондонском клубе
"Марки", поддерживая
ансамбль Hi Numbers (позже The Who).
Боуи очень много взял от
молодежного движения модов,
как и начинавший тогда же Марк
Болан, а в какой-то период
тексты Боуи обнаруживали
сильное влияние Пита
Тауншенда.
-
- К восемнадцати годам он
оставляет саксофон и начинает
учиться играть на акустической
гитаре. Чуть позже,
одновременно с Кэтом
Стивенсом, он подписывает
контракт с недавно открывшейся
фирмой Deram, c группой King Bees
записывает провалившийся
сингл Liza Jane, а затем альбом Love You
Till Tuesday, который постигла та же
судьба. С манерными ребятами из
своего ансамбля Дэвид
потерялся в глубинке
андеграунда, и эта неудача
побудила его искать утешения в
буддизме. Увлечение для того
времени вполне типичное - тогда
расцветала молодежная
контркультура и роковые певцы
пели о том, что
капиталистическое общество
никуда не годится и что его
нужно переделывать, а когда с
немедленной переделкой ничего
не выходило, оставалось
восклицать "Харе Кришна!".
Не избежал этого и Дэвид, но его
более левацкий уклон занес в
буддизм китайского толка. В 1969
году на сцене фестиваль-холла
он представил 20-минутную
постановку, рассказывающую о
парне, преследуемом китайскими
властями, который хочет найти
себя в тибетской духовности.
Для того времени выступление
было чрезвычайно оригинальным,
но оставляло открытым вопрос,
сможет ли Боуи стать кем-то
большим, чем эксцентричный
артист.
- Тогда же в свет вышел очередной
незамеченный сингл Take Me Tiр, но
вот следующие London Boys и The Gosрel
According to Tony Day обратили на себя
внимание.
-
- Дэвид знакомится со знаменитым
театральным режиссером Энтони
Ньюли, а затем попадает в
труппу Линдсея Кемпа,
знаменитого эдинбургского
мима, танцора, артиста, одного
из близких друзей Марселя
Марсо. (Позже Кепм скажет о
Боуи: "Это все от меня...
костюмы, волосы, маски... Песни,
что он сочиняет - тоже обо мне
" .). В суматоху этого периода
смешалось все: слава Китаю и
"власти цветов", краски,
мимы, танцы, транс, интра,
экстра, наивность и
искушенность - и из этой смеси
возник Дэвид Боуи, "человек
слова и человек музыки"
(первоначальное название
альбома Sрace Odd i ty) со своим
оригинальным способом
сексуального магнетизма.
-
- В конце шестидесятых Боуи
определенно ставит на
музыкальную карту в своей
карьере и записывает на фирме
Рhiliрs альбом Sрace Oddity.
Одноименная композиция,
выпущенная синглом, стала
хитом. Равно как и его лучшие ,
более ранние песни Love You Till Tuesday,
Rubber Band и The Laughing Gnome, которые
пользовались ограниченной
популярностью, диск этот в
текстах нес отпечаток влияния
Энтони Ньюли, а в музыке
заметен некоторый уклон к
театральности. На содержании
альбома Sрace Odditty, безусловно,
сказались изменения в
молодежном движении к рубежу
шестидесятых-семидесятых
годов, угасание движения модов
и хиппи. Сработанный на скорую
руку, диск все же обладал
свежестью и индивидуальностью,
которая позже, на фоне
следующих произведений Боуи,
представлялась скорее
грубостью. Альбом обнаружил
также и определенные
литературные веяния, в
частности чувствовались
отголоски романа Артура Кларка
"Космическая Одиссея" и
одноименного фильма Стенли
Кубрика в истории жизни и
смерти космонавта, который
пространство предпочел
человеческому обществу.
-
- Титульная песня альбома
буквально влетела в пятерку
лучших английских синглов и
стала классикой андеграунда в
США. Однако успех привел к
совершенно неожиданным
последствиям. Боуи никогда не
хотел выступать в чисто
клубной атмосфере, но обычный
вариант популярных певцов,
выступление на танцплощадках
для незрелой публики в джинсах,
устраивал его еще меньше.
Подростки, перед которыми он
был вынужден выступать, не
понимали, что Боуи пошел
гораздо дальше в творческом
пути, чем масса певцов и
групп-однодневок, и что Sрace Odditty
- не более чем казус в его
репертуаре.
-
- Желание найти себя отправляет
Боуи в добровольное отлучение
от шоу-бизнеса. В своем доме в
Бэкенхеме, Южный Лондон, Дэвид
организует так называемую
"творческую лабораторию",
что-то вроде замкнутого мирка,
доступного лишь избранным,
артистическим натурам.
Завсегдатаями здесь
становятся Лу Рид, Джон Леннон,
группа Steeleye Sрan и участники его
будущей группы сопровождения.
Но менее чем за год эта идея
успела надоесть Боуи, и он
вновь появляется на
музыкальной сцене, хотя в
значительной степени лишенный
иллюзий. Первым его
выступлением после перерыва
было появление на бесплатном
фестивале в Бэкенхеме. Хотя
здесь не было именитых групп,
собралось более 5.000 слушателей.
- Фирма Mercury, на которую он в то
время работал, приложила много
усилий, чтобы вернуть его в
студию. Альбом The Man Who Sold the World, в
котором сильно проявились
фаталистические мотивы, был
подготовлен к конце 1970 года.
Этот мощный и емкий диск
сегодня признается критиками
одной из лучших работ Боуи.
-
- Тем не менее к этому времени
Боуи все же рассматривался
"феноменом одного хита",
когда он познакомился с
молодым юристом, гением
манипуляций деньгами и людьми
Тони Дефраем, который
становится его менеджером.
После того, как были улажены
дела с бывшим менеджером Кеном
Питтом, альбом The Man Who Sold the World
был доведен до конца и выпущен
на рынок.
-
- Почувствовавший запах успеха
Боуи набирает себе группу
сопровождения, твердо
ориентированную на
ритм-энд-блюз. Ее составили
гитарист Мик Ронсон, ранее
игравший в блюзовой группе The
Rate, ударник Мик Вудманси и
басист Тони Висконти, который
по совместительству стал
продюсером записей. Вскоре на
бас-гитаре стал играть Тревор
Боулдер.