- Рок-группа (Москва). Группа, о
которой можно сказать: “вы
слышали ее гораздо чаще, нежели
можете себе представить”,
стартовала в самом начале 60-х
годов, выступала на подпольных
концертах и танцплощадках,
работала в театре и
записывалась со многими
известными исполнителями
(причем, как правило, анонимно).
-
- Оригинальный состав “АРАКСА”
— Юрий Саахов (соло-гитара),
Эдуард Касабов (бас, вокал) и
его брат Гарик Касабов
(барабаны) — появился на свет
весной 1971 на экономическом
факультете Московского
государственного
университета. Все его
участники были родом из
Азербайджана, что и определило
выбор названия (Аракс — река на
границе с Турцией и Ираном,
бурный характер которой был
под стать напору рок-н-ролла).
Смены состава, неизбежные для
студенческих групп, обычно
подверженных воздействию
сессий и дипломных работ,
привели к тому, что через пару
лет название осталось
единственным, что связывало
“АРАКС” с его корнями.
-
- В составе: Касабов (бас, вокал),
Юрий Шахназаров (гитара),
Александр Буйнов (клавишные),
Александр Лерман (вокал)
(последние трое пришли из
“СКОМОРОХОВ”) и Борис
Багрычев (барабаны) — “АРАКС”
играл на танцах в подмосковных
Люберцах, где его в середине 1973
и услышал впервые Марк Захаров,
в ту пору ставший главным
режиссером московского театра
им. Ленинского Комсомола.
- Захаров, который был захвачен
идеями создания нового театра,
искал группу для участия в
своих революционных по тем
временам постановках. “АРАКС”
с его профессиональным
подходом и мощным ансамблевым
звучанием, стал для него
идеальным вариантом.
-
- В середине 70-х годов группа
участвовала в спектаклях
Ленкома “Тиль” (1974) и
“Автоград ХХI” (1975), а также
изредка выступала с концертами
в Москве и ее окрестностях. Ее
состав в этот период довольно
часто менялся: Буйнов почти
сразу же ушел к “ВЕСЕЛЫМ
РЕБЯТАМ” и его сменил Сергей
Рудницкий (клавишные, гитара,
бас); Багрычев уступил место за
барабанами Александру
Даниловичу, а тот, в свою
очередь, Анатолию Абрамову из
“ВИСОКОСНОГО ЛЕТА”; Лерман
собрал свои “ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН”,
Касабов ушел, из люберецкой
самодеятельной группы “МЫ”
появился певец и басист Сергей
Беликов. Наконец, в феврале 1978
из “ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ” в “АРАКС”
был приглашен блестящий
гитарист Вадим Голутвин.
Помимо работы в театре,
участники “АРАКСА” снялись в
эпизодической роли в
кинокомедии Георгия Данелии
“Афоня”, где спели свой
тогдашний хит Мемуары (на стихи
будущего текстовика “КРУИЗА”
Валерия Сауткина).
-
- В 1978 в составе: Шахназаров,
Голутвин, Беликов, Рудницкий и
Абрамов, “АРАКС” принял
участие в, пожалуй, самой
популярной постановке Ленкома
тех лет — спектакле “Звезда и
смерть Хоакина Мурьеты”
(музыка А. Рыбникова, либретто
П. Грушко по мотивам поэмы П.
Неруды). Спектакль с его
оригинальным сюжетом, который
романтизировал биографию
чилийского разбойника-аутло,
множеством запоминающихся
мелодий, жестким рок-н-ролльным
звучанием и весьма смелой
сценографией, сразу стал
событием как театральной, так и
музыкальной жизни столицы, а
затем и всей страны. Вскоре он
был записан на “Мелодии” и
вышел двойным альбомом,
пользовавшимся колоссальным
успехом.
-
- В сентябре 1978 Шахназаров,
который был организующей силой
“АРАКСА” на всем протяжении
его театральной эпопеи, ушел в
“РЕЦИТАЛ” Аллы Пугачевой. На
его место из джаз-роковой
“ВИКТОРИИ” пришел виртуозный
Тимур Мардалейшвили, а в начале
1979 состав группы усилил
скрипач и певец “ВЕСЕЛЫХ
РЕБЯТ” Анатолий Алешин.
Высокий профессиональный
уровень обусловил постоянный
спрос на “АРАКС” как на
сессионных музыкантов: в конце
70-х годов они принимали участие
в записи музыки Александра
Зацепина к телефильмам “31
июня” и “Узнай меня”, тогда же
началось их длительное
сотрудничество с Юрием
Антоновым.
-
- Новый всплеск интереса к
отечественному року, фестиваль
“Весенние ритмы” в Тбилиси
(куда “АРАКС” был приглашен,
но не поехал) и частичная
легализация ряда подпольных
групп подвигли “АРАКС” на
уход из театра на
условно-вольные
филармонические хлеба — в
апреле 1980 они стали артистами
Росконцерта. (Их место в театре
тут же заняло “РОК-АТЕЛЬЕ”
Криса Кельми) Той же весной
группа записала на “Мелодии”
материал своего дебютного
диска “Колокол тревоги” (он
так и не был издан), летом
приступили к работе над новой
программой “Дай нам сил,
Земля” (заглавный
двенадцатиминутный номер
звучал на ее концертах, еще
несколько песен тоже были
записаны, но в то время не
изданы). “АРАКС” много
гастролировал, отлично звучал
живьем и исполнял на сцене как
собственный материал, так и
англоязычные стандарты
хард-рока.
-
- В октябре 1980 Беликов решил
вернуться в “САМОЦВЕТЫ”. Его
место занял Евгений Маргулис
из находившегося в стадии
распада “ВОСКРЕСЕНИЯ”. Вместе
с ним в “АРАКСЕ” появились
песни его коллеги по
“ВОСКРЕСЕНИЮ” Алексея
Романова: Солнцем освещенная
дорога, Снилось мне, Мне
достаточно просто удачи. В этом
составе “АРАКС” играл до
осени 1981, а в августе 1982 был
официально распущен указом
Министерства культуры РСФСР.
-
- Рудницкий, а за ним и Маргулис
ушли в новую группу Юрия
Антонова “АЭРОБУС”, а Абрамов
и Мардалейшвили стали
участниками группы Стаса
Намина, однако весной 1983
покинули ее, прихватив с собой
наминского басиста Александра
Минькова, и возродили идею (и
отчасти репертуар) “АРАКСА” в
новой группе с
многозначительным названием
“ФЕНИКС”. В 1985 группа была
вынуждена сменить имя на
“ВЕТЕР”, потом стала
“ГЛОБУСОМ”, но, в конце концов,
распалась около 1986.
-
- Лишь в 1989, когда большинство
идеологических бастионов
безвозвратно рухнуло,
Рудницкий смог реорганизовать
“АРАКС”. В осовремененную
версию группы вошли Абрамов,
Парфенюк, бывший басист
“ДИНАМИКА” Сергей Рыжов и
экс-гитарист “РОК-АТЕЛЬЕ”
Сергей Березкин.
-
- Дискография:
- Звезда и смерть Хоакина
Мурьеты (Мелодия, LP, 1978; L-Junction,
1997)
- Аракс (A-RAM, 1994)
- Кружатся диски 1970—80
(Мелодия, 1996)