- Рок-группа (Петербург). В
отличие от многих, жанрово и
стилистически ограниченных
современников, эта группа
черпает свое вдохновение в
столь разнообразных
источниках, как ска, реггей,
эсид-джаз, этническая музыка
Азии и Африки, а также
поп-музыка и бит 60-х годов;
вопреки много лет
доминировавшей в русском роке
идее мессианства и присущей
ему дидактичности, “АУКЦЫОН”
не столько поучал, сколько
развлекал, вследствие чего
оказался чуть ли не
единственным представителем
России на клубной сцене
Западной Европы.
-
- Основатель группы, автор всех
ее песен, гитарист и певец
Леонид Федоров (p. 8 января 1963,
Ленинград) начал заниматься
музыкой еще в школьные годы, а
свою первую группу “ФАЭТОН”
собрал в 1978. Два года спустя в
его группе появился
бас-гитарист Виктор Бондарик (p.
28 декабря 1962), а к середине 1981
сложился первый относительно
стабильный, но еще безымянный
состав: Федоров, Бондарик,
“Длинный” Сергей Мельник
(гитара), Дмитрий Озерский (p. 8
октября 1963; клавишные, вокал) и
Евгений Чумичев (барабаны).
Озерский, однокашник Федорова
по Политехническому институту,
с тех пор стал его постоянным
соавтором. Существенную роль в
формировании образа группы
сыграл Олег Гаркуша (p. 23
февраля 1961), который на первых
порах был ее звукооператором,
менеджером и вообще мастером
на все руки.
-
- В мае 1983, когда ушедшего в армию
Бондарика сменил Сергей
Губенко, а у микрофона появился
Валерий Недомовный, они,
наконец, придумали название
“АУКЦИОН” и, по инициативе
Гаркуши, который к тому времени
сдружился с музыкантами
“АКВАРИУМА”, вступили в
рок-клуб. Их дебют на сцене
рок-клуба состоялся в ноябре
того же года (Мельника и
Недомовного незадолго до этого
сменил гитарист и певец Сергей
Лобачев) и вызвал разноречивые,
хотя и прохладные в целом
отклики; тем не менее, сразу
было видно, что группа,
во-первых, тяготеет к
мелодичной музыке (в то время
это был пост-панк не без
влияния CLASH), а во-вторых,
склонна к театрализации своих
выступлений.
-
- Обескураженные произведенным
эффектом, они на два с лишним
года скрылись с глаз публики на
своей репетиционной точке. За
это время через их состав
прошло, не оставив следа,
несколько певцов, барабанщиков
и гитаристов. Следующий этап
начался лишь в мае 1986, когда
“АУКЦИОН” в составе: Федоров,
Озерский, Гаркуша (теперь уже в
качестве танцора и шоумена) и
вернувшийся в строй Бондарик
плюс саксофонист из
фри-джазовой “БИБЛИОТЕКИ”
Николай Федорович и барабанщик
“ЭЛЕКТРОСТАНДАРТА” Игорь
Черидник (p 28 февраля 1962) с
триумфом выступил на 4-м
фестивале рок-клуба, став одним
из его главных открытий.
Центральным элементом
сценического действия группы
стало вокальное трио в составе
Федорова, Гаркуши и
появившегося перед самым
фестивалем и обладавшего
великолепными данными Сергея
Рогожина.
-
- Живая, энергичная, искусно
аранжированная музыка, бойкие
тексты с налетом абсурда,
впечатляющее шоу — ничего
подобного рок-клуб до тех пор
не видел и не слышал. В качестве
приглашенного в “АУКЦИОНЕ”
появился саксофонист из группы
“ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ” Николай
Рубанов (p. 4 марта 1959, Мукачево,
Украина), который годом позже
стал их постоянным участником.
Федорович после фестиваля
покинул и группу, и музыку
вообще.
-
- Через год “АУКЦИОН” повторил
успех на 5-м фестивале
рок-клуба, где показал
программу “Вернись в
Сорренто” со сценографией и
костюмами известного
питерского
художника-концептуалиста
Кирилла “Киллера” Миллера,
который сотрудничал с группой
до начала 90-х годов. Ритм-секцию
группы на фестивале усилил
джазовый (экс-“БИБЛИОТЕКА”,
“ДЖУНГЛИ”) перкуссионист
Павел Литвинов (p. 17 марта 1959), а
на гитаре недолго играл Игорь
Скалдин из Донецка. В том же
июне Рогожин ушел в эстрадную
поп-группу “ФОРУМ”, оставив
микрофон в полное распоряжение
Федорова. Летом “АУКЦИОН”
впервые выбрался за пределы
города и сыграл на 2-м фестивале
Свердловского рок-клуба. В
октябре Скалдина сменил
гитарист Дмитрий Матковский (p.
2 февраля 1961) из “МАНУФАКТУРЫ”,
культовой питерской группы
начала 80-х годов.
-
- В 1987—88 “АУКЦИОН” добился
признания в масштабах всей
страны, выступая на фестивалях
в Киеве, Вильнюсе
(“Литуаника-87”), Ленинграде
(1988) и т. д., принял участие в
культурной программе
Московского международного
кинофестиваля. Весной 1988
группа завершила дебютный
альбом “Вернись в Сорренто”, а
в сентябре того же года
ушедшего в “ИГРЫ” Черидника
сменил хард-роковый
(“РОК-ШТАТ”, “ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ”,
“ПРОХОДНОЙ ДВОР”) барабанщик
Борис Шавейников (p. 22 марта 1962),
по предложению которого в
название и была внесена
поправка, после чего
“АУКЦИОН” стал “АУКЦЫОНОМ”.
-
- В следующем сезоне визуальный
ряд группы приобрел новое
качество, когда в ее рядах
появился одаренный танцор
Владимир Веселкин. “АУКЦЫОН”
начал мало-помалу осваивать
сцены Восточной и Западной
Европы и постепенно добился
устойчивой популярности в
Германии, где с тех пор
гастролирует по два-три раза в
году. В общей сложности на
протяжении последних восьми
лет группа дала несколько
сотен концертов во Франции,
Германии, Дании, Швейцарии,
Италии и т. д. Осенью 1989
ленинградская “Мелодия”
записала, а на следующий год
издала “В Багдаде все
спокойно”, тогда как во
Франции вышел их предыдущий
диск “Так я стал предателем”
(1989), изданный Volya Production.
-
- Летом 1990 “АУКЦЫОН” принял
участие в грандиозной
экологической акции “Рок
Чистой Воды”, с участниками
которой проехал по Волге, давая
концерты в прибрежных городах.
-
- В начале 90-х годов свет увидели
альбомы “Дупло” (1990) и
“Бодун” (1991), на которых стиль
группы продолжал претерпевать
плавные, но вполне заметные
изменения. Песням Федорова,
написанным, как правило, на
стихи Озерского или Гаркуши,
присущ характерный
мелодический язык, в котором
джазовые и этнические
интонации соседствуют с
хитовой прямолинейностью
ключевых фраз, а ритмические
формулы позволяют интересно
распеть, казалось бы, самые
неудобные для вокала фразы.
Наиболее ярко это заметно в
альбоме “Птица” (1994), полном
хитов и ставшем самой успешной
и в художественном, и в
коммерческом отношении
работой группы на сегодняшний
день. Он был издан под
зарегистрированной маркой
“Дядюшка Рекордс”.
-
- Кроме перечисленных выше,
дискография “АУКЦЫОНА”
включает два совместных
альбома с живущим ныне в Париже
художником, поэтом и бардом
Алексеем Хвостенко (известным
по песне Под небом голубым):
“Чайник вина” (1992) и “Жилец
вершин” (SNC, 1995) — первый с
песнями самого Хвостенко,
второй на стихи поэта и
великого реформатора языка
Велимира Хлебникова.
-
- В мае 1992 “АУКЦЫОН” покинул
Веселкин, который начал
относительно успешную
соло-карьеру (его альбом
“Невозможная любовь” в 1991
издали FeeLee), а в ноябре 1995 свой
последний концерт с группой
сыграл Матковский. Тогда же в
состав группы был приглашен
тубист Максим Коловский (p. 17
августа 1972) из трио “Z”.
-
- На протяжение своей биографии
“АУКЦЫОН” снялся в
художественном фильме
“Взломщик” (1986) и ряде
документальных фильмов:
“Half-Official” (Германия, 1987),
“Рок” (1987) и “Давай
рок-н-ролл!” (Германия, 1988),
однако основным киногероем
“АУКЦЫОНА” стал Олег Гаркуша,
который сыграл роли в фильмах
“Презумпция невиновности”
(1988) и “Хрусталев, машину!” (1996).
Помимо того, он является
автором двух поэтических
сборников, книги воспоминаний
и регулярно выступает с
чтением своих стихов.
-
- Разносторонние музыканты,
участники “АУКЦЫОНА” охотно
принимают участие в чужих
записях и всевозможных
проектах: Рубанов и Литвинов, в
частности, вместе работали в
“ДЖУНГЛЯХ”, первый из них,
помимо этого, играл в “ПЧЕЛАХ И
ГЕЛИКОПТЕРЕ”, ансамбле “Z”,
“ПРЕОБРАЖЕНИИ” и “СОЮЗЕ
КОММЕРЧЕСКОГО АВАНГАРДА”, а
второй в “АДДИС-АБЕБЕ”,
“MARKSCHEIDER KUNST” и “УЛИЦАХ”;
Федоров выступал и и
записывался с нижегородским
бардом Алексеем
“Полковником” Хрыновым и его
“ОДНОПОЛЧАНАМИ”; Шавейников
играл с Юрием Наумовым,
“ВРЕМЕНЕМ ЛЮБИТЬ” и
“ПРЕОБРАЖЕНИЕМ”, Матковский
записал серию альбомов своих
минималистских экспериментов
под вывеской “ОХОТА
РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ”.
-
- В 1996 SNC, которая дистрибутирует
продукцию фирмы “Дядюшка
Рекордс”, выпустила сборник
лучших песен группы; в 1997 Manchester
Files в Питере издала на кассетах
полную коллекцию записей
“АУКЦЫОНА”, включая
записанный осенью 1986 в
Пулковской обсерватории
концертник “Д'Обсервер”,
включающий ряд их ранее не
издававшихся песен; в 1998
ожидается также выход
концертной записи, сделанной
во время выступлений группы в
Мюнхене.
-
- Дискография:
- Д'Обсервер (1986; Manchester, 1996)
- Вернись в Сорренто (1988; Manchester,
1997)
- Так я стал предателем (1988; Volya,
LP, CD, 1989)
- В Багдаде все спокойно (1989;
Мелодия, LP, 1990; SNC Records, 1997)
- Дупло/Жопа (Erio, LP, 1990; SNC Records, CD,
1995)
- Бодун (SNC Records, LP, 1991; CD, 1995)
- Вова ВЕСЕЛКИН: Невозможная
любовь (FeeLee Records, LP, 1991)
- ХВОСТ и АУКЦЫОН: Чайник вина
(LP, 1992; SNC Records, CD, 1995)
- Чайник вина (BSA Records, 1992; SNC
Records, 1995)
- Птица (ТАУ Продукт, 1993;
Дядюшка, макси-сингл, CD, 1994)
- Жилец вершин (SNC Records, CD, 1995)
- Аукцыон (SNC Records, CD, 1996)
- Жопа (SNC Records/ BSA Records, 1996)
- Герасимов. Хвост и Аукцыон (CD,
1997)