- Арт-рок-группа
(Москва). Впервые “АВТОГРАФ”
обратил на себя внимание в 1980,
блеснув на фестивале
“Весенние ритмы” в Тбилиси,
где его эффектный и виртуозный
стиль, исключительные
вокальные данные и мастерство
инструменталистов произвели
должное впечатление как на
слушаталей, так и на жюри,
присудившее группе вторую
премию.
-
- Основатель группы, композитор
и гитарист Александр
Ситковецкий, начинал свою
музыкальную биографию в
школьных и студенческих
группах конца 60-х — начала 70-х
годов. Летом 1972 он собрал
культовую группу московской
подпольной сцены 70-х годов
“ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО”, распад
которой летом 1979 и привел к
появлению на свет
“АВТОГРАФА”. В первоначальный
состав группы вошли: Александр
Ситковецкий (соло-гитара), его
коллега по “ВИСОКОСНОМУ ЛЕТУ”
Крис Кельми (клавишные, вокал),
Леонид Макаревич (клавишные),
Леонид Гуткин (бас, фагот;
экс-“КУЗНЕЦКИЙ МОСТ”),
Владимир Якушенко (барабаны) и
вокалист Сергей Брутян,
который на раннем этапе
существования группы,
безусловно, был самой яркой ее
фигурой. Выступали они
довольно часто и успели
сняться в лирической комедии
Леонида Квинихидзе “Шляпа”,
но затем группа прошла через
серию изменений. Кельми ушел в
театр имени Ленинского
комсомола, где из обломков
группы “ВИКТОРИЯ” создал свое
“РОК-АТЕЛЬЕ”, а занятый в
других проектах Якушенко
уступил место дебютанту
Виктору Михайлину.
-
- Успех на тбилисском
рок-фестивале сделал имя
“АВТОГРАФА” известным по всей
стране, а короткая олимпийская
оттепель в политике
Министерства культуры
позволила группе, практически
не меняя репертуара, перейти на
профессиональные рельсы,
заключив контракт с
Москонцертом. Решив вернуться
к заброшенной кандидатской
диссертации по филологии,
Брутян в 1981 ушел, а его место
занял Артур “Беркут” Михеев,
который до этого недолго пел с
группой “ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ”.
“АВТОГРАФ” интенсивно
выступал, гастролировал по
стране, записывался. Успехом у
слушателей пользовались его
песни Ливень, Блюз Каприз,
пьеса Марсианские хроники” и
один из главных хитов тех лет
Ирландия. Ольстер. Тексты для
“АВТОГРАФА”, как и для
“ВИСОКОСНОГО ЛЕТА”, писала
московская поэтесса Рита
Пушкина-Линн.
-
- Внезапное окончание периода
либерализма поставило
“АВТОГРАФ” и других
представителей бывшего
андерграунда,
легализовавшихся при тех или
иных государственных
концертных организациях, в
сложное положение: бдительная
цензура существенно
ограничила их репертуар,
возможность гастролировать
сошла на нет, а единственным
произведением “АВТОГРАФА”,
продолжавшим звучать по радио,
оказалась арт-роковая
интерпретация оркестровой
сюиты Г. Свиридова “Время,
вперед”. В середине 80-х годов
группа записала два альбома,
позднее положенных в основу их
дебютной пластинки (1986).
-
- Вынужденную паузу музыканты
использовали для бесконечных
репетиций и работы над новым
материалом. Следующий крупный
опус, сюита Век N 20, был сочинен
под вокальные данные Беркута,
включал и оркестровые эпизоды,
но оказался интересным только
для профессионалов и
почитателей близких по замыслу
рок-симфоний.
-
- В середине 80-х годов
“АВТОГРАФ” становится
выездным и начинает выбираться
за границы Советского Союза. В
июле 1985 это была единственная
группа, через телемост
представлявшая СССР в
международной
благотворительной акции “Live
Aid”, хотя ее выступление там
едва ли произвело сенсацию.
Летом 1987 “АВТОГРАФ”
неожиданно для себя получает
премию на популярном в странах
социалистического лагеря
музыкальном фестивале в Сопоте
(Польша), впервые выезжает в
Слединенные Штаты Америки, где
удостаивается
доброжелательных откликов
музыкальной прессы.
-
- После 1986, когда легализация
рока в СССР приняла массовый и
необратимый характер,
“АВТОГРАФ” со своей
виртуозной и технически
безупречной, но морально
устаревшей музыкой оказался в
тени. Он все больше времени
проводил за рубежом, но, в
конечном счете, не сделал имени
там и потерял его здесь.
Пытаясь отыскать новый рецепт
успеха, Ситковецкий радикально
изменил формулу звучания
группы, переключившись на
песенный поп-рок. Ощущая, что
его музыкальные идеи не
находят применения,
“АВТОГРАФ” покинул Макаревич.
-
- В новую версию группы вошли
клавишник Руслан Валонен,
который в начале 80-х годов
недолго играл в группе
“МОСКВА”, саксофонист и певец
Сергей Мазаев, ранее —
участник ансамбля
“ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ”. Однако
записанный этим составом
альбом “Каменный край”
встретил равнодушный прием, и
“АВТОГРАФ” впал в творческую
кому, из которой уже не вышел.
Летом 1990 Мазаев покинул группу,
и в середине 90-х годов, после
ряда эфемерных проектов,
добился успеха как лидер
“МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА”. Гуткин
и Беркут продолжали экзерсисы
в области арт-рока с группой
“РОКОКО”, а Ситковецкий
обратился к классической
музыке, записав несколько
инструментальных альбомов,
вышедших в Европе. В 1992
английское телевидение
посвятило его творчеству
телефильм. В настоящее время
Ситковецкий живет в
Великобритании.
-
- Дискография:
- Весенние Ритмы. Тбилиси 80
(Мелодия, LP, 1981)
- Автограф I (1983)
- Автограф II (1984)
- Автограф (Мелодия, LP, 1986)
- Каменный край (Мелодия, LP, 1989)