- Рок-группа
(Ленинград, Санкт-Петербург).
Возникла в сентябре 1985 на
руинах “СТРАННЫХ ИГР”, первой
в Ленинграде (а, возможно, и во
всей стране) группы, целиком и
полностью опиравшейся на
современные музыкальные формы.
Когда в июне 1985 группа
распалась, братья Сологубы,
урезав название до простого
“ИГРЫ”, сформировали новый
состав, а остальные трое, после
кратковременного альянса с
“МАНУФАКТУРОЙ”, создали
“АВИА”.
- Николай Гусев (p.12 мая 1957;
клавишные, вокал) в рок-н-ролл
пришел в начале 1979 после
окончания музыкального
училища. В 1979—81 играл в
легендарных “АРГОНАВТАХ”, где
демонстрировал блестящую
технику и современное
музыкальное мышление. После
распада группы (август 1981)
работал с “БАРОККО” и
“СТРАННЫМИ ИГРАМИ”. В ноябре
1983 собрал группу
рок-н-ролльного возрождения
“СТАНДАРТ”.
- Алексей Рахов (саксофон,
гитара, бас, аккордеон, вокал)
начинал в студенческой группе
“ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ”; в “СТРАННЫХ
ИГРАХ” играл с первого дня
существования. На фестивалях
рок-клуба регулярно получал
призы как лучший
инструменталист. Его песня
Телефона нет была признана
одной из лучших на
рок-фестивале 1984. Участвовал в
духовой секции
“ПОП-МЕХАНИКИ”, играл со
“СТАНДАРТОМ”.
- Александр Кондрашкин (p. 23
ноября 1956; барабаны, перкуссия,
вокал) начинал в середине 70-х
годов, но впервые обратил на
себя внимание как участник
“ПИКНИКА” в 1979. Позднее
сотрудничал с джазовыми
ансамблями Давида Голощекина и
Сергея Курехина, весь 1981 играл
и записывался с “АКВАРИУМОМ”,
а во времена активной
деятельности Ленинградского
рок-клуба был безоговорочно
признан лучшим барабанщиком и
играл со “СТРАННЫМИ ИГРАМИ”,
“ТАМБУРИНОМ”,
“МАНУФАКТУРОЙ”,
“ПОП-МЕХАНИКОЙ”,
“СТАНДАРТОМ”, “ДЖУНГЛЯМИ”,
“ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК” и с
другими группами.
- Название
“АВИА” (с ударением на “И”)
расшифровывалось как
“Анти-ВИА” и должно было, по
замыслу участников, указывать
на их желание противопоставить
формализованной банальности
официальной эстрады живое и
искреннее творческое начало.
Дебют группы состоялся 31
января 1986 в Доме культуры имени
Ленина. Здесь “АВИА” показали
программу “Из жизни
композитора Зудова”, которая
легла в основу их первого
магнитоальбома “Жизнь и
творчество композитора
Зудова”, записанного на студии
Алексея Вишни в том же году.
- В ноябре 1986, ощущая
необходимость расширить свой
визуальный ряд, “АВИА”
привлекла к сотрудничеству
актера мим-труппы “Лицедеи”
Антона Адасинского. Его идеи
оказались созвучны
представлениям группы и уже
вскоре на базе “АВИА” возник
целый театр, включавший
актеров и музыкантов: Марата
Темиргазова, Елену Бобрецову,
Татьяну Миронову (которую
последовательно сменяли
Александр “Стереозольдат”
Нимков и Алексей Меркушев), а
также своего рода шоу-группу, в
которую в разное время входило
от пяти до десяти человек.
- Отвечая
заданной названием установке
на гротеск, иронию, музыкальную
пародию, “АВИА” превращали
свои концерты в сатирически
переосмысливавшие реалии
окружающей жизни спектакли,
пародируя советское
тоталитарное искусство 30-х
годов, официозные ритуалы,
штампы эстрады. Начиная с 1987
“АВИА” все чаще выезжали за
рубеж, где их “тоталитарный
рок” довольно быстро нашел
горячий отклик и понимание. В
1987—91 группа побывала
практически во всех странах
Европы, выступала на
рок-фестивалях в
Великобритании, Финляндии,
Италии и других странах Европы.
- Изначально “АВИА” тяготели к
синтезаторной “новой волне”,
хотя специфические воззрения
на музыку участников группы
вносили свои коррективы: если
первый альбом включал
преимущественно короткие
мелодичные номера, то позднее
музыка все больше подчинялась
требованиям сценического
действия, принимая
декоративный характер. Это
неизбежно спровоцировало
внутренний конфликт между
театральной и музыкальной
фракцией, а в октябре 1988
привело к уходу Адасинского,
который вскоре организовал
свой театр “Дерево”. Его место
занял новый шоумен Дмитрий
Тюльпанов. В 1988 фирма
“Мелодия” выпустила второй
альбом “АВИА” “Всемъ!”. Два
года спустя он был переиздан в
Великобритании фирмой “Hannibal
Records” и удостоился четырех
звездочек во влиятельном
журнале “Q”.
- В декабре 1988 Меркушева сменил
коллега Гусева по
“АРГОНАВТАМ”, саксофонист
Евгений Жданов. Год спустя
“АВИА” окончательно
рассталась с шоу-группой и
театральными проектами, а
новыми участниками группы
стали Евгений Скоблов (труба) и
Валерий Кутейников (тромбон).
Их дебют состоялся в апреле 1990
в программе “Навстречу
1000-летию Великого Октября”. В
1991 проблемы со здоровьем
вынудили покинуть “АВИА”
Александра Кондрашкина, место
которого занял Иван “Ян”
Феденко, ранее игравший с
группами “СЕПСИС” и
“ДЖУНГЛИ”.
- Кондрашкин позднее вернулся в
музыку, принимал участие в
реставрации “СТРАННЫХ ИГР”,
играл с индустриально-джазовым
комбо “NOISE & TOYS”, “ЧИЖОМ И
КОМПАНИЕЙ”, но весной 1993, во
время гастролей в Германии с
группой “КЛУБ КАВАЛЕРА
ГЛЮКА”, получил серьезные
травмы и покинул сцену.
- Первую половину 90-х годов
“АВИА” провели в
законсервированном состоянии:
Гусев писал музыку для кино (в
Финляндии вышло несколько
документальных лент с его
саундтреками) и для радио,
занимался звукорежиссурой на
принадлежащей “АВИА” студии
“Indie”, а также делами
созданного под ее эгидой клуба
“Indie”. Рахов играл с группой
“НОМ” и был ди-джеем на радио,
а Жданов выступал и
записывался с этно-джазовым
комбо “САМБХА”. Лишь в 1994 они
воссоединились как трио и
записали изданный год спустя
“General Records” альбом “Песни о
природе и любви”, а также
вернулись на сцену.
- Продолжая работать как со
“СТРАННЫМИ ИГРАМИ”, так и с
“АВИА”, Рахов в 1996 стал
участником студийного проекта
“DEADУШКИ” (с коллегой по
“ИГРАМ” Виктором Сологубом), а
с весны 1997 занялся делами
популярного клуба “Wild Side” и
ежегодным фестивалем “Rock Side”.
Гусев в октябре 1997 выпустил
свой первый соло-альбом
“Исправленному верить”,
работа над которым заняла у
него около трех лет.
-
- Дискография:
- Жизнь и творчество
композитора Зудова (Яншива
Шела, 1986)
- Всемъ! (Мелодия, LP, 1988)
- AVIA (Hannibal, LP, 1990; RDM, 1995; General Records,
1995)
- Песни о природе и любви (General
Records, MC, CD, 1995)
- Николай ГУСЕВ. Исправленному
верить (Manchester, MC, CD, 1997)