- Башлачев Александр (27 мая 1962,
город Череповец Вологодской
области —17 февраля 1988,
Ленинград) — поэт и автор
песен.
Он
был одним из наиболее
значительных явлений,
когда-либо возникавших на
отечественном
музыкально-поэтическом
небосклоне. Его многослойные,
полные неожиданных ассоциаций
и отдаленных аллюзий,
парадоксального юмора и
виртуозной игры словами,
смелых рифм и сложных размеров
стихи-песни, в которых архаика
и современность, былинные
сюжеты и реалии рок-бытия,
высокая трагедия и откровенное
скоморошество сосуществовали
на равных.
В 1982 Александр Башлачев
закончил факультет
журналистики Уральского
государственного университета
в Свердловске, после чего
вернулся в родной Череповец и
работал в местных молодежных
газетах. В этот период он
близко сошелся с местным
рок-сообществом, публиковал
проблемные статьи о рок-н-ролле
и даже писал тексты для главной
череповецкой группы
«РОК-СЕНТЯБРЬ». Примерно в 1983
он, неожиданно для многих (а,
возможно, и для себя) начал
писать стихи, сразу же
поразившие всех, кто их слышал.
В сентябре 1984 состоялась его
встреча с опальным в ту пору
музыкальным критиком и
журналистом Артемием Троицким,
который поддержал и воодушевил
его. Месяцем позже Башлачев уже
оставил Череповец и весь
следующий год колесил по
стране, поражая своих
почитателей все новыми и
новыми песнями. В марте 1985
состоялось его первое
публичное выступление в
Ленинграде, когда он, вместе с
Юрием Шевчуком, спел несколько
песен на неофициальном
концерте в зале медицинского
училища. (Запись этого концерта
в 1995 была издана фирмой «Manchester
Files» под названием
«Кочегарка».) На следующий год
он окончательно выбрал
Ленинград местом жительства.
Там он вступил в местный
рок-клуб, участвовал в устном
выпуске журнала «Рокси»,
работал в знаменитой котельной
«Камчатка» и выступил на 5-м
Ленинградском рок-фестивале в
июне 1987 — фрагменты его
выступления были отсняты для
фильма Алексея Учителя «Рок».
Тем же летом Башлачев появился
на фестивале в подмосковной
Черноголовке, принял участие в
работе над фильмом Петра
Солдатенкова «Барды проходных
дворов» (в прокате — «Игра с
неизвестным»), однако по
неясным причинам в последний
момент отказался сниматься, а в
октябре выступил на семинаре
рок-клубов в Свердловске. К
сожалению, предпринятая тогда
же попытка профессионально
записать Башлачева (СашБаша,
как звали его все друзья) для
пластинки на ленинградской
«Мелодии» (на второй стороне
должен был звучать Юрий Наумов)
так и не увенчалась успехом.
В последний год своей жизни он
явно испытывал внутренний
кризис, причины которого не до
конца открылись и сегодня,
хотя, возможно, взойдя на свой
поэтический Олимп, он оказался
там в психологической
изоляции, испытывая дефицит
адекватного понимания.
В начале 1988 в настроении
СашБаша, казалось, наступил
просвет: он дал несколько
концертов в Москве (один из них,
в ДК МЭИ 9 января 1988, даже был
заснят на видео) и, с восторгом
принятый большой аудиторией,
планировал новые концерты.
Однако 17 февраля, уже по
возвращении в Питер, Александр
Башлачев покончил с собой,
выбросившись из окна квартиры,
где он в то время жил, — похоже,
что решение это было принято не
под влиянием момента, а стало
результатом долгого и
мучительного выбора. Позднее в
том же году родился его сын
Егор.
За короткий промежуток времени
Башлачев создал более
шестидесяти песен,
принадлежащих к его «золотому
запасу». Хотя на формирование
его стиля и поэтического языка,
без сомнений, повлияла
песенная поэзия Высоцкого и
Галича, песни Гребенщикова и
Науменко, поэтические
эксперименты начала века и
древнерусская эпическая
поэзия, Башлачев создал свой
собственный художественный
мир.
Его влияние заметно во многих
песнях К. Кинчева («АЛИСА»), В.
Цоя («КИНО»), Д. Ревякина
(«КАЛИНОВ МОСТ»), С. Задерия
(«НАТЕ!») и многих других. В
ноябре 1988 во Дворце спорта в
Лужниках прошел грандиозный
концерт его памяти, участие в
котором приняли практически
все звезды отечественного рока
— все вместе, пожалуй, в
последний раз. Московский
критик Илья Смирнов, один из
организаторов этого концерта,
очень точно определил этот
период романтического
единства на отечественной
сцене башлачевским выражением
«время колокольчиков».
В 1991 питерское издательство
«Новый Геликон» выпустило
единственное на сегодня
собрание песен и стихов А.
Башлачева «Посошок». Начиная с
1989 вышло более двух десятков
пластинок, кассет и
компакт-дисков с записями
Башлачева (нередко это
концертные записи далеко не
всегда адекватного качества).
- Дискография:
Время колокольчиков
(Мелодия, LP, 1989)
Третья столица (ЭРИО, LP, 1990, 1996;
Manchester, MC, 1995)
Таганский концерт (FeeLee Records, 1992)
Лихо (FeeLee Records, 1994)
Том VII (Отделение Выход, 1994)
Вечный пост (Gеneral Records, 1994)
Том VII (ТАУ Продукт, 1994)
Юрий Шевчук и Александр
Башлачев. Кочегарка (Manchester, CD,
1995, 1997)